20
янв 10

Рыцарь многих качеств

Опытные воздушные бойцы, прошедшие школу первой мировой войны в рядах русской авиации и по зову сердца оказавшиеся в Красном Воздушном Флоте, слыли универсалами. Одинаково успешно они участвовали в воздушных боях, вели воздушную разведку и бомбили вражеские позиции. «Рыцарем многих качеств» называли красвоенлета Ивана Иосифовича Петрожицкого, сбившего два германских самолета еще в боях первой мировой войны.

В декабре 1916 года прапорщикДалее...

19
янв 10

Аэростат против истребителя

Результативная атака истребителем аэростата, как было видно из донесения красвоенлета Каминского, относилась к приемам особой сложности. От летчика требовались пилотажное мастерство, тактический расчет и меткая стрельба с применением специального оружия. 1919 год дал несколько примеров уникального боя между истребителем и экипажем аэростата. Каминский показал, как надо уничтожать аэростат, а красныеДалее...

18
янв 10

На защите Астрахани

Решая задачи прикрытия войск и. обеспечения разведчиков и бомбардировщиков в 1918–1919 годах, истребители получили первый опыт организации противовоздушной обороны крупных административных и промышленных центров: Петрограда, Царицына, Баку, Казани, Астрахани. При обороне Петрограда, например, истребители во взаимодействии с зенитной артиллерией сбили 4 вражеских самолета.

Весной 1919 года в состав 11-й армии, оборонявшейДалее...

17
янв 10

Первая победа красвоенлетов в воздухе

Красному Воздушному Флоту молодой Советской Республики из 1000 самолетов, имевшихся в старой русской армии, в наследство досталось 266 исправных, находившихся в строю, 56 — в ремонте и 169 — на заводских складах и в авиапарках. В течение двух месяцев после Октября было вновь сформировано шесть авиаотрядов по 12 самолетовДалее...

16
янв 10

Русская школа воздушного боя

В то далекое время упоминание о немецкой, французской или английской школе воздушного боя слушатели или читатели воспринимали как должное. Однако в русской школе после первой мировой войны не говорили и не писали. Действительно, накопленный опыт был слишком мал для серьезных обобщений и выводов. Об этом свидетельствуют, например, списки асов: у французов их насчитывалось 52, у русских —Далее...

15
янв 10

Рихтгофен и Фонк

Больше всех самолетов в воздушных боях первой мировой войны — восемьдесят — сбил Манфред Рихтгофен (имя и фамилия в данном случае даются для того, чтобы отличать Манфреда от его брата Лотара, сбившего сорок самолетов). Рихтгофен оставил «Записки», в которых так изложил свое мнение о естественном размежевании летчиков в германскихДалее...

14
янв 10

Германская школа воздушного боя

25 августа 1914 года — памятный день в истории германской авиации. Именно тогда произошел первый зарегистрированный воздушный бой: летчик Керзиен 5-го авиационного отряда был атакован у Нанси тремя самолетами противника. Одного он победил, но сам получил смертельное ранение в шею и грудь из пистолета.

В течение года войны бои вели двухместные разведчики «Альбатрос» и «Таубе», построенные в 1914 году и не имевшие встроенногоДалее...

13
янв 10

Английская школа воздушного боя

Первый воздушный бой английские летчики провели 25 августа 1914 года. Три самолета 2-го английского отряда атаковали германский самолет и вынудили его сесть. Лейтенанты Келли и Мансфильд приземлились рядом и преследовали пешим порядком германских летчиков, которые, выскочив из самолета, побежали в лес.

26 августа в 11 часов над английским аэродромомДалее...

12
янв 10

Французская школа воздушного боя

По французским данным, первый воздушный бой в истории авиации Франции произошел 5 октября 1914 года, в котором летчик Франц с механиком Кено (летевшим в качестве наблюдателя) на самолете сбили выстрелами из карабина германский самолет «Таубе». 28 октября капрал Штрибик с наблюдателем Давидом на «фармане» в ходе воздушной разведки заметили самолет противника на высоте 1500 метров, приблизились к нему незамеченными (экипаж «таубе»Далее...

11
янв 10

Школы

В годы первой мировой войны сформировались и получили право на дальнейшее развитие национальные школы воздушного боя. Каждая из них имела свою историю (опыт), характерные черты, обладала только ей присущими признаками, основывалась на определенных тактических идеях. Однако воздушный бой как сложное военное явление подчинялся общим закономерностям,Далее...

11
янв 10

Первый русский ас

Первым русским асом, сбившим 17 самолетов противника, был Александр Казаков — полковник царской армии, бывший командир I авиационной истребительной группы, «автор» первого успешного тарана в воздухе. После революции в результате проведенного голосования уступил должность командира группы выходцу из рабочих, впоследствии трижды награжденному орденом Красного Знамени, герою гражданской войны И. У. Павлову, перешел к белымДалее...

10
янв 10

Первые крупицы опыта

Что оставили в наследство первые русские военные летчики?

Они доказали, что успех в воздушном бою в равной мере зависит от качества авиационной техники и от творчества летчиков, реализующих возможности техники. П. Н. Нестеров теоретически исследовал и практически выполнил фигуры пилотажа, положившие начало боевому маневрированию. Петля Нестерова вошла в первые руководства по воздушному бою в русской, французской, английской и немецкой военной авиации.Далее...

08
янв 10

Наброски теории воздушного боя

В марте 1917 года в русской авиации начали формироваться еще три истребительные авиагруппы. Обновился и самолетный парк. Появились более быстроходные «Ньюпор-ХХII и - XXIII», а также «Моран» — монокок с пулеметными установками, стрелявшими через винт (с синхронизаторами). Летный состав авиагрупп проходил курс высшего пилотажа в специальных отделениях Московской, Гатчинской и Севастопольской авиашкол. Предварительно, в ноябре 1916 года, пятнадцать летчиков-офицеров,Далее...

08
янв 10

Первые лобовые атаки

Результативная лобовая атака отражала класс истребителя. Высокие моральные качества летчика и профессионализм обеспечивали максимальную отдачу в бою. Поражение противника непосредственно после сближения с ним на встречных курсах — это тактический прием наивысшего риска. Показателен в этом отношении воздушный бой, проведенный командиром [V авиаотряда Г. Зверевым в районе Браилова с немецкой «летающей крепостью». Двухмоторный «румплер» впередиДалее...

07
янв 10

Как организовать взаимодействие

Чтобы не пустить противника в охраняемое воздушное пространство, применялся метод завес. Отдельные истребители располагались над своей территорией «лестницей» уступом вперед: ближний к линии фронта находился на малой высоте, следующий — на средней (1000–2000 метров) и, наконец, самый опытный мастер атаки, способный свалиться коршуном на противника и поразитьДалее...

06
янв 10

По новой методике

Напряженным воздушным боям по завоеванию господства в воздухе на Юго-Западном фронте предшествовали проведенные в I авиагруппе эффективные подготовительные мероприятия, которые могут представлять несомненный интерес и для современных истребителей.

В короткий срок была резко повышена боеспособность истребительных авиационных отрядов, входивших в ее состав. К предстоящим боям все тщательно готовились.

БольшоеДалее...

05
янв 10

Как сбить аэростат

В выполнении этой задачи по итогам первой мировой войны первенство держал занесенный в официальный список асов французский летчик Бурджад, сбивший 28 аэростатов. Характерно, что Бурджад сбивал только аэростаты, так как, будучи аббатом, считал грехом убивать ближнего, а при сбитии аэростата рассчитывал на спасение наблюдателяДалее...

04
янв 10

За господство в воздухе

Вновь сформированная авиагруппа немедленно вступила в бой на Юго-Западном фронте, которым командовал генерал А. Брусилов. В районе Луцка противник сосредоточил мощный бомбардировочный кулак. 13 сентября группу из шестнадцати немецких бомбардировщиков встретила восьмерка аэропланов «Ньюпор-Х» и «Спад-VIII» (у этих самолетов впереди вращающихся винтов были кабины стрелков-наблюдателей). Заранее продуманный, хорошо организованный и проведенный воздушный бой позволил рассеятьДалее...

03
янв 10

Безумству храбрых

Чтобы поразить противника огнем из пулемета, надо сначала его догнать. Сделать это было не так-то просто, поскольку маломощные моторы не обеспечивали необходимого разгона. На вооружение русской авиации поступили самолеты, снятые с производства во Франции. Владельцы же мелких авиационных предприятий в России и иностранные фирмы неохотно принимали новые конструкции, не желая перестраивать свое производство. Изношенные самолеты были малоэффективныДалее...

02
янв 10

В неравных условиях

Самолеты противника были вооружены раньше, чем русские. В конце 1915 года на фронте появился немецкий одноместный скоростной самолет «Фоккер» с пулеметом, стрелявшим поверх винта, затем на нем был установлен синхронизатор, допускавший стрельбу через плоскость, ометаемую винтом, без «отражения пуль». Таким образом,Далее...