После накопления фронтового опыта еще в 1917 году при авиационных школах России были открыты классы воздушного боя.
Главным в программе класса был высший пилотаж — выполнение сложных эволюций применительно к задачам боя. Как писал красвоенлет Левин, акробатизм считался доступным лишь цвету пилотов, обладающих природным талантом. Однако изучение аэродинамических законов и опробование их действия в воздухе «сменило ориентиры». Оказалось, что кроме таланта требуется здоровое сердце, хладнокровие, а также пространственная ориентировка, сочетаемая с грамотным управлением аппаратом. Чтобы освоить высший пилотаж, нужно было лишь терпение и нестеровское желание его выполнить.
Виртуозы-пилотажники считали, что одноместный аппарат, обладающий значительной скоростью, поворотливостью и быстротой подъема, сохранит в битвах будущего свое значение. Однако практика показала, что эффективнее лететь вдвоем. Один атакует, а другой (обыкновенно менее опытный) охраняет его, оказывает ему поддержку в любой момент сражения. Оба пилота летят рядом и связаны общей задачей: первыми обнаружить врага и не дать ему застигнуть себя врасплох. Прямолинейный полет опасен, так как скрывает от взора летчика часть пространства, откуда противник может приблизиться. Плавный зигзагообразный маневр позволяет осматривать пространство по всем направлениям (круговой поиск).
Несмотря на все предпринимаемые предосторожности, «прозевать» нападение может каждый боец, даже самый зоркий. Тогда неожиданно раздавшийся стук пулемета заставляет инстинктивно, не задумываясь, предпринимать освоенную на тренировках эволюцию для спасения. «Мертвая петля» или наклонный вираж здесь наиболее выгодны. И только после энергичного уклонения от атаки противника можно осмотреться и предпринять следующие шаги в завязавшейся борьбе. Искусные маневры делаются для выигрыша позиции, с которой открываются возможности атаковать. На тактическом языке — это перехват инициативы, обеспечиваемый уже не автоматизмом, а отточенным пилотажем, выполняемым разумно, целенаправленно.
Но нет ничего ошибочнее бросаться на противника неподготовленным, без запаса скорости или высоты. В то же время маневр должен следовать немедленно за решением, на принятие которого отводятся секунды. Исчезнув из поля зрения противника в результате выполнения каскада фигур, летчик помнит, что пулемет лучше всего бьет по неприятелю, летящему по прямой линии. В тот критический момент, когда желание начать стрельбу велико, он сдерживается и напоминает себе: огонь открывать надо после того, как отчетливо вырисуется какая-нибудь деталь самолета противника. Держать характер — не последняя черта аса. Но уверенность дает лишь предварительное обучение, накапливать ее в реальных боях поздно.
Во время выполнения сложных воздушных эволюций окончательно выясняется деление пилотов на выдающихся и посредственных. Первые продолжают обучение, сочетая освоенный акробатизм с тактикой воздушного боя. Необходимыми для боя эволюциями являются: наклонные и горизонтальные виражи, восходящие спирали, двойные и одинарные перевороты, ранверсманы, иммельманы, горки с поворотом, пикирование и петля Нестерова. Различные их комбинации должны заканчиваться выходом в хвост неприятельского самолета. Заключительный этап обучения — парный пилотаж с расхождением и последующим схождением аэропланов.
Все новые положения, касавшиеся ведения воздушного боя, усовершенствованные способы и приемы, соответствовавшие возросшим возможностям авиационной техники, отрабатывались летным составом истребительной авиации в ходе повседневной учебы, а также на маневрах и учениях. Отечественная школа воздушного боя, рожденная в первой мировой войне в конце 20-х и начале 30-х годов, получила дальнейшее развитие.