Несоизмеримо большую пользу принесло так называемое привязное воздухоплавание.
В самом начале войны французы еще применяли обыкновенные круглые аэростаты, которые они поднимали на стальном или легком пеньковом канате с двумя наблюдателями на высоту нескольких сот метров над землей.
Однако вследствие того, что круглый привязной шар даже при небольшом ветре (6—7 метров в секунду) сильно раскачивался, что мешало наблюдателю вести его работу, круглые аэростаты вскоре были совершенно оставлены и заменены немецкими змейковыми аэростатами системы Парсеваля, которые были приняты уже давно во многих армиях, в том числе и в нашей, и которые из-за патриотизма „не признавались" французами.
Однако, боевая работа быстро отрезвила французов, и они также ввели у себя на снабжение змейковые аэростаты (так наз. „драконы").
Змейковый аэростат системы Парсеваля имеет оболочку цилиндрической формы с закругленными концами, внутри которой находится водород и в заднем конце особый мешок— баллонет с воздухом, который сохраняет первоначальную форму оболочки и автоматически открывает клапан при чрезмерном расширении газа внутри аэростата. Снизу к оболочке пришит так-называемый „рулевой мешок", который наполняется встречным потоком воздуха и придает аэростату устойчивость, играя роль киля. По бокам находятся паруса устойчивости и сзади на длинных веревках — зонтообразный хвост, который, оттягивая аэростат по ветру, придает ему нужную устойчивость в воздухе. Под оболочкой на канатах подвешивается корзина, в которой помещаются воздухоплаватели, обычно 2, из которых 1—артиллерист-наблюдатель. Аэростат связывается с землей при помощи стального каната в мизинец (7—9 миллиметров) толщиной, и может подниматься, в зависимости от состояния погоды и свежести наполняющего его газа, до высоты 1000 метров. Нормально же они поднимаются на высоту 600 метров, которая признается наилучшей для наблюдения.
Привязные аэростаты системы Парсеваль за время войны строились разных типов—в 750, 850 и 1000 куб. метров. Увеличение объема их оболочки увеличивало высоту подъема и позволяло брать большее количество наблюдателей. Кроме того, большие аэростаты держались в воздухе устойчивее.
Вверх аэростат „всплывает" благодаря подъемной силе („легкости") наполняющего его газа (водорода); к земле же аэростат притягивается наматыванием троса, на котором он запускается, на барабан моторной лебедки.
Сначала лебедки были конные, а теперь все на автомобильном ходу, что позволяет им маневрировать с поднятым аэростатом. Эти лебедки за время войны быстро видоизменялись под давлением технических требований фронта. Если в начале войны французская армия имела еще допотопные громоздкие паровые лебедки мощностью всего до 12 лошадиных сил, а мы, англичане, немцы и др. хотя и имели лебедки с автомобильными двигателями, но эти первобытные „колесницы" с шестеркой лошадей в упряжке еще были весьма ненадежны.
Чуть только начинал дуть ветер посильней, как эти слабосильные лебедки (в 25—30 HP) уже „сдыхали" и были не в состоянии притянуть висящий в воздухе аэростат к земле. И тогда начиналась медленная и сложная процедура притягивания аэростата при помощи т. наз. „бегучего блока", который надевался на трос и который на особых лямках тащило человек 50 солдат.
Постепенно совершенствуясь к концу войны во всех воздух-частях всех армий мира уже были мощные лебедки, установленные на автомобилях, что позволяло им быстро и легко маневрировать на земле с поднятым в заоблачную высь аэростатом.
В целях безотказанности и полной независимости от состояния погоды, мощность моторов в лебедках постепенно увеличивалась, и последние французские автолебедки системы Саконея имели уже солидную мощность в 80 HP, а немецкие лебедки „ Крупп-Даймлер" имели мотор в 100 лош. сил и представляли из себя превосходно защищенную 4-миллиметровой броней вездепроходящую земную базу аэростата.
Интересно отметить, что в целях вертикального маневрирования поднятого аэростата, для того, чтобы иметь возможность уйти от атаки неприятельского самолета быстрым спуском, скорость выбирания лебедки, т. е. скорость наматывания троса на барабан, постепенно увеличивалась, и в последних типах заграничных лебедок достигала 8 метров в секунду..
Применявшиеся у нас лебедки были еще весьма несовершенного типа и достаточно маломощные (всего 35 л. с.), но и с ними наши воздухоплаватели работали не хуже своих заграничных товарищей по воздуху.
Привязные аэростаты наполняются водородом, который или доставляется уже в готовом виде или добывается в поле самими воздухоплавателями особыми аппаратами из воды, едкого натра и алюминия или силиколя, причем современные полевые заводы принятого у нас наиболее совершенного типа „Сксилитна автомобильном ходу, способны добыть 1000 куб. метров за 2,5 — 4 часа работы.
За границей газ для наполнения привязных аэростатов обычно доставлялся особыми „газовыми колоннами" уже в готовом виде в стальных бутылях, где водород находился в сжатом состоянии под давлением в 150 атмосфер. Эти стальные бутыли наполнялись водородом в тылу на особых газодобывательных заводах, где применялись более дешевые способы выработки газа (обычно электролитический, способ разложения водяных паров и т. п., при которых стоимость 1 куб. метра водорода достигает всего 5—10 коп., тогда как при добывании его полевыми аппаратами он обходится в 1 р. 20 коп.—1 р. 50 коп. золотом).
К сожалению, трудность подвоза тяжелых труб, в особенности при нашем бездорожьи, заставляли нас применять почти исключительно способы полевого газодобывания, тратя на него такие ценные материалы, как алюминий.
Первые удачные опыты применения привязных аэростатов на всех фронтах заставили обратить серьезное внимание на эту ранее заброшенную область воздухоплавания, и примерно с 1915 г. начинается быстрое развитие и совершенствование привязных аэростатов. С половины текущей кампании на Западном фронте союзниками стали применяться и новые привязные аэростаты типа „Како", которые, оказывая меньшее сопротивление воздуху, благодаря более удачной форме, отличаются большей устойчивостью и способностью подниматься выше (до 1500 метров) и работать даже при очень сильном ветре.
Интересно появление этих аэростатов. Об этом их создатель, французский капитан Како, рассказывает так: „Осенью 1915 года воздухоплавание стояло перед дилеммой—или в те дни, когда дул сильный ветер, сидеть на земле, не работая, или подняться в воздух с тем, чтобы быть сорванным ураганом с тросса и быть унесенным вместе со своим прибором. Ясно, чтобы не быть бесполезными членами армии, нужно было создать более совершенные аэростаты, способные выносить сильные шквалы и работать в любую погоду".
И такие аэростаты были созданы французами и названы ими „Како".
Эти превосходные аэростаты имеют удобообтекаемую форму и, вместо парусов и рулевого мешка, имеют три пневматических мешка (оперение), расположенных друг к другу под углом в 120°, причем нижний мешок находится в вертикальном положении.
Аэростаты „Како" имеются различных типов, из которых принятым у нас является тип „М", объемом в 930 к. метров, который может снаряжаться или под одну, или под две корзины. За границей в войну применялись союзниками более совершенные типы: сухопутный тип „R" объемом в 1000 куб. метров, поднимающий двух человек на высоту 1200 метров, и морской тип „Р" объемом в 820 куб. метр.
По типу этих „бесхвостых" аэростатов „Како", превосходно выдерживающих самые сильные ветры (до 25—28 м. в сек.), были построены и последние немецкие „А. Е. — Баллоны" и итальянские привязные аэростаты „Аворио-Призони".
Все эти типы привязных аэростатов, метко прозванных французами „сосис"..., а нашими солдатами—„колбасами", применяются для наблюдения за противником, для корректировки стрельбы и для связи, являясь превосходной воздушной вышкой, с которой хорошо видно и которую также хорошо видно с различных наземных пунктов.
Целыми днями, от ранней зари до позднего вечера, висит в воздухе на фронте целая гирлянда „колбас", зорко всматриваясь в расположение врага, стараясь подметить всякую его оплошность. Эта непрерывность наблюдения и спокойная обстановка работы, а также и небольшой участок разведки (обычно около 5—10 верст по фронту) позволяют воздухоплавателям в совершенстве изучить свой район, знать все его детали и все время держать их под своим острым взором, чего летчики выполнить не могут, т. к. им приходится, все время находиться в движении.
Фотографируя местность специальными фотоаппаратами, зарисовывая Ебе интересное и беспрестанно изучая район по карте, воздухоплаватели на привязных аэростатах имеют возможность замечать малейшие детали и перемены, которые так много говорят опытному воздушному разведчику.
Увеличение дымков в лесах, появление пыли на дорогах, — все это указывает на перемены у противника. Скрыться же от назойливого „воздушного глаза", как немцы прозвали аэростаты, никуда невозможно, т. к. с высоты 1000 метров в бинокль легко замечаются движения обозов на расстоянии до 15—20 верст. А переждать его подъем, как это обычно делается при пролете аэроплана, невозможно из-за почти непрерывного наблюдения с аэростатов, т. к. на смену наблюдателей, для чего аэростат притягивается к земле, идет всего несколько минут, после чего аэростат снова взвивается на свой заоблачный пост. Все это создает громадные преимущества привязному воздухоплаванию и в деле корректировки стрельбы артиллерии, в особенности тяжелой. Наблюдатель-артиллерист, находящийся в корзине аэростата, непосредственно связывается телефоном с той батареей, с которой он ведет стрельбу телефонный провод свободно опускается из корзины аэростата на землю.
Находясь в воздухе и наблюдая за падением снаряда, артиллерист все время переговаривается с батареей и дает сбои поправки и наблюдения.
Для того, чтобы наиболее кратко охарактеризовать ту огромную пользу, которую в минувшую войну принесли привязные аэростаты, мы возьмем, например, хотя бы область разведки неприятельских батарей. По немецким данным, мы имеем следующую весьма показательную картину. На одном из фронтов в сентябре 1916 года было открыто неприятельских батарей (работало 23 аэростата):
1-го сентябя.
112 батарей открыто с привязных аэростатов.
75 „ „с самолетов.
130 „ „ с наземных наблюдательных пунктов.
2-го сентября.
169 батарей открыто с привязных аэростатов. 110 „ „с аэропланов.
135 „ „с наземных наблюдательных пунктов.
21
3-го сентября.
205 батарей открыто с привязных аэростатов.
117 „ „ с аэропланов.
143 „ „ с наземн. наблюдательн.
4 сентября.
249 батарей открыто с привязных аэростатов.
128 „ „ с аэропланов.
195 „ „ с наземн. наблюдательн.
5-го сентября.
268 батарей открыто с привязных аэростатов.
152 „ „ с аэропланов.
200 „ я с наземн. наблюдательн.
Вывод из этой таблички ясен: привязные аэростаты являлись наилучшим средством для открытия неприятельских батарей, опережая в этом случае и самолеты, и наземные способы наблюдения. А раз с аэростата легко открывались батареи противника, то вполне понятно, что и корректировка стрельбы своей артиллерии по ним являлась делом весьма легким и продуктивным.
И действительно, в современной войне „колбасы" в деле корректировки артиллерийской стрельбы принесли такую громадную пользу, что число воздухотрядов было значительно увеличено и к концу войны достигло колоссального количества. Для примера укажу, что во время битвы на р. Сомме аэростаты образовывали грандиозную воздушную гирлянду, при чем по три аэростата поднимались почти на одном месте на расстояние группа от группы всего на 1,5 километра. Это расстояние было установлено, „чтобы не мешать авиаторам летать", т. к. иначе они могли в пылу воздушной битвы зацепиться за стальные канаты, связывающие аэростаты с землей. Из этих трех аэростатов в каждой группе один ведал исключительно разведкой противника, другой корректировал стрельбу, а третий при помощи световых сигналов поддерживал связь с передовыми частями пехоты.
Так использовались в мировую войну привязные аэростаты на суше.
Не меньшую пользу принесли привязные аэростаты своей работой и на море.
Первый опыт использования привязного аэростата на борту корабля, который проделали в начале войны англичане в Дарданеллах на специально приспособленном для этой цели торговом судне „Manica", был настолько успешен, что срочно было начато формирование специальных морских воздухотрядов.
К концу 1915 г. были достигнуты крупные результаты путем введения способа буксирования привязных аэростатов движущимися судами, начиная от подводной лодки и до боевых крейсеров, в целях разведки моря, береговых укреплений и артиллерии противника.
Официальный английский отчет о работе воздушного флота в минувшую кампанию гласит следующее: „В июле 1918 г. английский флот брал в море всегда не менее 30 аэростатов. Аэростаты существенно помогли в кампании против подводных лодок и были буксируемы траллерами и моторными баржами в целях разведки при поисках подводных лодок, мин, а также при конвоировании".
Уже из этих нескольких сухих строчек ясно видна та разнообразная польза, которую принесли привязные аэростаты на море.
По примеру англичан и французы в 1917 году спешно создают у себя большое количество баз привязного воздухоплавания, которое достигает 20 т.-наз. „центров". Сообразно с этим растет и число привязных аэростатов, работающих с флотом (1 июля 1917 года их было всего 10; 1 января 1918 года—уже 80 и 1 июля 1918 года— 200 аэростатов). К этому времени число кораблей, носящих привязные аэростаты, достигло огромного количества—80 судов (в ноябре 1918 года).
Чтобы кратко охарактеризовать ту напряженную работу, которую несли морские воздухоплаватели на привязных аэростатах, привожу некоторые статистические данные о их работе за три месяца 1918 г. В мае французские морские аэростаты пробыли в воздухе 2961 ч. 10 м.; в июне—4664 ч. 9 м. и в июле—5540 ч. 8 м., или, в среднем, около 200 часов в день... За этот период привязные аэростаты приняли участие в отражении 20 торпедирований и в 10 нападениях на неприятельские суда и своей работой спасли не одну сотню своих моряков.
Успешно применялись привязные аэростаты и нашим флотом в мировую войну для вылавливания мин в Черном море.
Такова, в кратких чертах, та колоссальная работа, которую несли привязные аэростаты на морском фронте.
Все эти заслуги безобидных, на первый взгляд, „колбас" вполне естественно вызывали у противника желание убрать эти надоедливые, всевидящие „глаза врага".
И вот, с начала кампании, противники пытались артиллерийским огнем сбивать вражеские аэростаты. Но это оказалось делом настолько трудным, что впоследствии от этого почти отказались и предпочитали сжигать аэростаты ракетами или зажигательными пулями с аэропланов.
Пользуясь беззащитностью воздухоплавателей, в корзине у которых сначала лишь изредка бывали карабины и лишь потом появились пулеметы и которых защищали лишь с земли пулеметным огнем, авиаторы в самый разгар работы, когда внимание всех было отвлечено делом, старались, под покровом облаков, незаметно приблизиться к аэростату почти вплотную и зажечь его.
В несколько минут сгорает весь аэростат, и воздухоплаватели разбиваются на смерть, если не успеют во-время выпрыгнуть из корзины на парашютах, которыми в последнее время стало снабжать аэронавтов. Парашют, этот воздушный спасательный круг, является последней надеждой воздухоплавателя. Но и при прыжке с парашютом из корзины аэростата в растилающуюся внизу бездну спасение еще не вполне обеспечено, так как, во-1-х, парашют может не раскрыться (и это у нас бывало довольно часто); во-2-х, неприятельский летчик может подстрелить из пулемета во время спуска и, в 3-х, можно разбиться при неудачном приземлении.
Однако, опасность не может устрашить героев воздуха, и они самоотверженно вели свою трудную работу. В последнее время на охрану привязных аэростатов от неприятельских самолетов стали обращать более серьезное внимание. Немцы стали придавать к каждому привязному аэростату два зенитных орудия, французы ввели двухствольные пулеметы и охрану аэростатов своими самолетами.
Для того, чтобы иллюстрировать размеры „воздушной охоты за аэростатами", привожу официальные данные о сожженных „колбасах" за один только июль месяц 1918 года: союзники потеряли 36 аэростатов и немцы—63, а всего 99, на одном только Западном фронте.
По официальным немецким данным, их потери в привязных аэростатах до средины 1917 года, без Баварии, выразились в следующих цифрах:
ПРИЧИНА ПОТЕРИ. 1914— 1915 г. 1916 г. 1917 г. 1918 г. 1 Всего.
Уничтожено летчиками. . . 3 37 116 315 471
Уничтожено артиллерией. . . 10 8 20 37 75
Погибло от других причин. 17 11 32 49 109
Итого . . . 30 56 168 401 655
Кроме того, за этот период пришло в негодность от естественного износа еще 505 аэростатов, а всего за всю войну одни только немцы поверяли 1160 привязных аэростатов (всего было выстроено 1870).
Французы за время войны построили 2750 привязных аэростатов. На их постройку тратилось колоссальное количество денег и материалов (одна только Франция, например, за июль 1918 года израсходовала 606000 метров материи на постройку оболочек, т. е. в 75 раз больше, чем за все время до начала войны).
Но эти жертвы не были напрасными, ибо они спасали сотни и тысячи жизней, уменьшали военные расходы, ибо меньше артиллерийских снарядов пропадало зря (а они стоят дорого,—например, 1 выстрел из 6-тидюймовки обходится около 1000 руб. золотом), и позволяли наносить большой вред своему врагу.
Таким образом, на войне 1914—1918 гг. привязное воздухоплавание принесло огромную пользу, окупив с лихвой все затраты на него. Этим и объяснятся тот огромный рост количества воздух-частей с привязными аэростатами, которое мы наблюдаем за время великой войны.
Имели воздухрот с привязными аэростатами:
Германия.....в 1914 г. 10 воздухрот, в 1918 г. 200 рот
Франция..... „ 4 „ 76 „
Англия...... „ 4 „ „ 83 „
Россия...... „ 14 „ „ 93 „
Уже эти голые цифры говорят сами за себя.
Не осталось забытым привязное воздухоплавание и в минувшей гражданской войне, где красные аэростаты принесли нашей армии огромную пользу.
Работая в невероятно тяжелых условиях подвижного, как ртуть, революционного фронта, они смогли не только пойти по старым путям применения, но и найти новые способы работы. Так, творчеством революционных воздухоплавателей были созданы наиболее удачные формы работы привязных аэростатов: совместная работа с бронепоездами, для которых аэростат являлся высоким перископом, и с речными флотилиями (особенно удачна была работа с Волжской и Камской флотилиями Раскольникова). Эти новые методы работы доказали ту пользу, которую может принести привязной аэростат своим войскам, являясь для них незаменимой „небесной наблюдательной вышкой".
В заключение необходимо сказать несколько слов еще об одном использовании привязных аэростатов, которое применялось заграницей в войне 1914—1918 гг.
Это—оборона городов и крупных промышленных пунктов путем устройства воздушного заграждения из аэростатов. В конце 1916 года немцы создали 7 специальных заградительных отрядов с привязными аэростатами („Luftsperrabteilungen"), которые ночью поднимали аэростаты на расстоянии 140 метров друг от друга или же поднимали между двумя аэростатами металлические сети, в которые должен был попасть неприятельский самолет.
Как ни фантастичен на первый взгляд этот проект, но он с успехом был использован не только немцами, но и французами (построили 750 специальных аэростатов „защиты" и огромное количество 14-ти сильных лебедок к ним) и англичанами, причем неприятельские летчики не летали в эти районы ночью, боясь попасть в „частокол" из тросов, которые так трудно заметить-По отзывам специальной заграничной прессы, это использование привязных аэростатов для защиты городов устройством „воздушного забора" оказалось весьма продуктивным, хотя мы лично относимся к этому довольно скептически.
К привязному воздухоплаванию относятся и подъемы наблюдателей на змеях. В сильный ветер, когда подъемы старых несовершенных аэростатов были невозможны, запускалось несколько больших змеев, к которым прикреплялась корзинка с наблюдателем. В настоящей войне змеи с наблюдателем были успешно применены французами в начале войны 1914 года для корректировки стрельбы» для чего кап. Саконеем даже была сконструирована специальная двухмоторная лебедка, которая служила и для запускания змеев в сильный ветер и для подъема аэростата в хорошую погоду. В дальнейшем, при появлении более совершенных аэростатов, которые могли подниматься почти при любом ветре, подъемы на змеях были оставлены, и в последнее время их применяли лишь для фотографирования окопов противника.
Опыт войны бесспорно доказал большую пользу привязного воздухоплавания главным образом для непрерывного наблюдения за ближайшим тылом противника и для корректировки артиллерийской стрельбы, а также для совместной работы с флотом. Было бы даже правильно сказать, что привязные аэростаты, которые лишены активности, как-то: передвижения, вторжения к неприятелю, возможности нападения на врага и проч., не являются частью воздушного флота как самостоятельная вооруженная сила, а, являясь „воздушным глазом" артиллерии, служат лишь вспомогательным средством. Но не мало пользы принесла общему делу лихость и хладнокровие воздухоплавателей, являющих „образец терпения и внимательности", самоотверженно работавших на своих беззащитных „небесных вышках".